Форум » Кино, ТВ » "Лишь сильный до конца свой путь пройдёт..." (Тюрьма особого назначения) » Ответить

"Лишь сильный до конца свой путь пройдёт..." (Тюрьма особого назначения)

Этна: Уже сама песня в исполнении Жанны Бичевской, предворяющая начало каждой серии "Тюрьмы особого назначения", должна была настроить зрителя на то, что ему предстоит увидеть нечто отличное от привычной низкопробной чернухи, залившей экран грязью и насилием. Это своего рода "обещание" оказалось абсолютно оправданным лентой в целом. "ТОН" - это не фильм про ЗЭКов и бандитов, но о людях, в нём среди большого количества глубоко и психологически проработанных линий (редкое уже качество) есть единый большой смысл, и смысл этот - духовный, что уже и вовсе является случаем исключительным на нашем ТВ. В "ТОН" нет идеальных героев и законченных "шаблонных" мерзавцев, а есть люди, в которых намешано очень много, у каждого из которых своя непростая история, судьба, боль, грехи. Это фильм, в первую очередь, о "сильных людях". И сила их не в деньгах, не во власти, не в кулаках, а в Духе, который и помогает им идти своим путём до конца. "Сильными людьми" являются два главных героя - отец Павел (А. Руденский) и майор Семенко (А. Песков). Эти персонажи, во многом, антиподы. Они стоят на разных платформах: первый стремится спасать души, веря, что даже самый закоренелый преступник может раскаяться и встать на путь Истины; второй считает такой подход "юродством", будучи уверенным, что извергов нужно просто уничтожать, а не души их спасать. Этот вечный спор тянется в продолжение всего фильма, но не находит исхода, как нет его и в реальности, потому что в данном случае столкнулись не ложь с истиной, но две правды. Прав и отец Павел, прав и Семенко. И обе правды находят себе фактическое подтверждение. Благодаря отцу Павлу, оправдание получает невинно осуждённый Скобцев, от отчаяния готовый свети счёты с жизнью, в чьей виновности никто не сомнвался. Но что же другие? Вот, убийца 15 человек, слёзно каявшийся отцу Павлу (жива же была в нём мука в тот момент!), доносит на Семенко начальнику тюрьмы, узнав в нём "засланного казачка", который в своё время разоблачил его банду,и жаждя отомстить ему за это, сознательно ставит под угрозу жизнь майора. Неужто не заслужило это "божие творение" (ехидное выражение Семенко) высшей меры?.. Неудивительно, что позиция майора ближе большей части общества. Но и его апонент заставляет взглянуть на дело с иного боку и, если не согласиться, то, по крайней мере, прислушиться и задуматься. Несмотря на большую несхожесть, эти герои всё же очень близки. Их роднит то, что они оба живут по совести, идут прямым путём, не взирая на всю тяжесть его, каждый по-своему противостоя злу. И неслучайно так симпатизируют они друг другу, и в конце фильма Семенко признаётся: "Бога я не встречал, но одного верного слугу Его знаю..." Образ "верного слуги" замечательно удался Андрею Руденскому, для которого эта роль стала, в каком-то смысле, этапной и, вероятно, одной из лучших среди сыгранных им до сих пор. Образ отца Павла весьма сложен. Это не просто священник, но человек, ставший им после того, как была зверски убита его жена и, несмотря на этот факт, прибывший в тюрьму, дабы спасать души пожизненно заключённых. Какой невероятный духовный перелом должен был совершиться в нём, какое удивительное смирения явиться. И весь-то этот путь должен был отразиться в образе отца Павла, и Андрею Руденскому, мастеру психологических ролей, удалось это. На экране он живёт жизнью своего героя, и оттого столь сильным выходит созданный им образ. Труднейшие эпизоды встреч священника с заключённым Скобцевым, обвинённым в убийстве его жены, в которых является огромная палитра чувств - от ярости и гнева до раскаяния и смирения - сыграно так, что невозможно не поверить, выверенно до каждого жеста, тона и взгляда. Как пример духовной силы, нельзя не вспомнить жену Скобцева, глубоко верующую женщину, не поверившую в виновность мужа, любящую и ждущую его. Её любовь, верность и вера оказывается вознагражённой. Этот образ следовало бы отнести к лучшим образам русской женщины в современном отечественном кино. Прочие персонажи - люди слабые. Среди них, повторимся, нет "штампованных" негодяев, и даже в любом из подлецов нет-нет а проглянет человеческое, искреннее - словно умученный грехами ангел вдруг едва-едва взмахнёт своим крылом, призывая опомниться. И кое-кто успевают сделать это. Среди них журналистка Настя Гай, попавшаяся на удочку депутата-бандита, её друг оператор Глеб, неутомимый искатель сокровищ, спрятанных после революции монахами в монастыре, где расположена теперь ТОН. И, конечно, Ульяна - дочь начальника тюрьмы. Здесь мы наблюдаем весьма поучительную историю. Любящий отец желает обеспечить дочери безбедную жизнь и для этого, пользуясь "талантом" заключённого химика (А. Яцко), организует производство и сбыт мощного наркотика. Но, по стечению обстоятельств, его любимая дочь сама подсаживается на иглу. Эта история почти как притча, которую бы стоило помнить многим нашим чиновникам, принимающих решение так, точно уверены, что их последствия не могут коснуться их детей. Но ульяна находит в себе силы противостоять греху. В этом ей помогает отец Павел. Девушка обращается к Богу, принимает крещение, оставляет прежний образ жизни и "клубящихся" друзей и так спасается и обретает свой путь. Те же, кто не обратился вовремя, оказываются обречены погибели. Погибают и отец Ульяны полковник Барабаш, и его подельник, тюремный врач Блок, и ставленник братвы депутат Марков (запоминающаяся работа В. Ерёмина), и вор в законе Коля Архангельский (Б. Хмельницкий), и банкир, укравший деньги своих вкладчиков (А. Тютин)... "Претерпевшие до конца спасутся" - вот, основной смысо фильма "ТОН". Неслучайно отец Павел рассказывает Ульяне о том, как сатана искушал Христа. Очень трудно устоять перед искушением, но устоявший, одолевший его в борьбе с собой (самой тяжёлой из всех), спасён будет. "Лишь сильный до конца свой путь пройдёт..."

Ответов - 0



полная версия страницы